ПУБЛИКАЦИИ

Доклад Ольги Калашниковой "Опыт художественной реконструкции швейцарского похода Суворова 1799 года" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова, Санкт-Петербург.

 

Опыт художественной реконструкции

швейцарского похода Суворова 1799 года

«Мне кажется, я никому другому не подписывал с таким удовольствием эту книгу, как Оле Калашниковой. Пусть она хоть чуть-чуть поможет в ее странствиях по Швейцарии.»

Георгий Петрович Драгунов

6 января 1998 года

 

Книгу Г.П. Драгунова «Чертов мост. По следам Суворова в Швейцарии» мне подарил сам автор. Я оказалась последним человеком, которому он подписал свою замечательную книгу. После нашей встречи через несколько дней Георгия Петровича на стало...

Первая поездка в Швейцарию в 1997 году и книга Драгунова начали погружать меня в тот далекий 1799 год... И вот уже 22 года я занимаюсь темой Швейцарского похода Суворова и его армии. За эти годы в результате 11 поездок в Альпы мною написаны десятки натурных живописных работ, портреты-реконструкции участников этого похода, привезены из Швейцарии десятки тысяч фотографий всех без исключения мест, связанных с этим историческим событием. Параллельно мною изучались книги и другие материалы, посвященные событиям 1799 года.

По мере изучения рассматриваемой темы становилось очевидно: чтобы понять и оценить величие подвига армии Суворова, надо увидеть, прочувствовать и осознать величие Альп, их коварство и неприступность. Вспомним: почти за месяц солдаты прошли по 5 кантонам Швейцарии, поднимались на перевалы, восстанавливали разбитые французами мосты, форсировали ледяные горные реки, вели почти каждодневные кровопролитные и победоносные бои с хорошо подготовленной французской армией. От острых камней и непрерывных дождей обувь участников похода приходила в негодность, сухари — основная солдатская пища — портились от непогоды, обоз почти полностью был потерян при форсировании рек и перевалов. Бедное местное крестьянское население, уже ограбленное французами, не могло помочь ни провизией, ни фуражом, несмотря на симпатии к русской армии.

Русская армия Суворова все преодолела и перешла через Альпы. Сила русского духа оказалась выше неприступных альпийских вершин!

Известна характеристика военного историка Д. А. Милютина: «Неудачная эта кампания принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа». Автор четырехтомника «История русской армии» А.А. Керсновский пишет: «Такой торжествующей победы духа над материей не выпадало на долю ни одного народа, ни одной армии в мире».

Это был невыносимый по тяжести переход. Проследить и наглядно показать весь путь армии Суворова по горной Швейцарии — сложнейшая задача! По-моему, первой такой серьезной попыткой было создание коллекции фотографий Василием Павловичем Энгельга́рдтом, сохранившим для нас исторический облик уходящей в прошлое альпийской натуры конца 19 века. Я поняла, что необходимо продолжить его бесценный труд, воссоздав художественными средствами хронику швейцарского похода, свидетельствующую о величии и трагизме событий осени 1799 года.

Я многое видела в швейцарских Альпах. О походе узнавала из исторических источников, а порой и от швейцарцев, хранящих в памяти и пересказывающих эти истории своим потомкам. Много дорог прошла... Многое понимаешь, глядя на горные вершины, до которых часами приходится идти, на стремительно несущиеся облака между этими вершинами, в минуту укрывающие и сами эти вершины и всё вокруг непроглядной пеленой, когда уже товарища не видно рядом...

В швейцарской серии работ я показываю зрителю и альпийские скалы, и бесконечные камни, и каменные дороги, и горные реки, виды селений и крестьянских домов, портреты участников похода, сцены военной и походной жизни. Передо мной стоит задача: документально и точно показать эти места, дополнив их своим отношением художника и человека 21 века.

Мне пришлось не раз проехать и пройти все перевалы, города, деревни, через которые пролегал путь русской армии в Швейцарии:

в кантоне Тичино: Понте-Треза, Аньо, Бедано, Таверне, Белинцона, Бьяска, Джорнико, Фаидо, монастырь капуцинов, Роди, Амбри, Пьотта, Мадрано, Айроло, Валле, перевал Сен-Готард;

в кантоне Ури: Хошпенталь (Хоспенталь), Андерматт (Урзерн), перевал Оберальп (отсюда в Андерматт спустилась дивизия Розенберга), Чертов мост, Гешенен, Вассен, Амштег, Бристен (отсюда в Амштег спустилась дивизия Ауфенберга), Зиленен, Эрстфельд, Аттингхаузен, Шатдорф, Бюрглен, Флюэлен, Альтдорф, Люцернское (Фирвальдште́тское) озеро, Шпиринген, перевал Кинциг-Кульм;

в кантоне Швиц: Муотаталь, монастырь св.Иосифа, перевал Прагель,

в кантоне Гларус: Клёнтальское озеро, Ридерн, Нетсталь, Гларус, Шванден, Энги, Эльм, перевал Паникс;

в кантоне Граубюнден: Пигниу (деревня, нем. Паникс), Рюун, Иланц, Флимс, Кур, Дизентис, перевал Лукманьо.

Вы скажете: альпийский поход русской армии Суворова — это довольно известная тема для туристов, приезжающих в Швейцарию. Там даже есть специальный Суворовский маршрут, маршрут №55. Многие туристы самостоятельно проходят отдельные участки этого пути (например, подъемы на перевалы Сен-Готард, Кинциг-Кульм, Паникс), посещают Чертов мост и недавно открывшийся первый частный музей Суворова в г. Линталь (основатель и директор Вальтер Гелер). Туристы много и часто удачно фотографируют все особенности и приметы тех мест. Красивые картинки живописной Швейцарии! Современная цифровая фотография и современные социальные сети в интернете — таковы реалии 21 века...

В чем же особенность моего проекта?

Я показываю не красоты Швейцарии, а суровый суворовский путь в Альпах. В Швейцарии многое сохранилось неизменным с конца 18 века. Так же лепятся на крутых горных склонах те же дома и шале трудолюбивых швейцарцев, так же крепко стоят древние монастыри и храмы, видевшие Суворова, с устремленными в небо колокольнями, так же высятся за всем этим неприступные Альпы. На горных тропинках и поворотах дорог до сих пор стоят кресты с распятиями. В городах сохранились каменные дома, в которых останавливался Суворов и его офицеры. Возле этих домов мы видим те же каменные фонтаны, из которых черпали воду солдаты и поили коней. Эта старая Швейцария помогает мне погрузиться в то время. Погружаясь в глубину времени, я начинаю смотреть на мир глазами суворовских солдат, я иду вместе с ними в этом походе...

Суровость обстоятельств походной жизни, угрожающая мощь Альпийских гор и трудность дорог, непривычных русскому равнинному человеку, требовала новых подходов и изобразительных средств. Для ее решения необходимо было соединить художественное видение с документальностью фотографии.

И я нашла уникальный способ подачи собранного материала, дающий поразительные результаты. В новом проекте для приближения зрителя к реалиям тех мест и передачи духа того времени потребовалось перейти от многоцветия живописи к монохромной графике. И в этом мне помогла техника масляной печати OILPRINT.

Метод масляной печати (OILPRINT) разрабатывался в конце 19 века. Это было время наивысшего взлета реалистического изобразительного искусства. Художники и первые фотографы надеялись использовать возможности метода масляной печати для создания художественных реалистических произведений. Однако он оказался настолько сложным и результаты настолько непредсказуемыми, что от него почти сразу и отказались. Впоследствии он был вытеснен более практичной и тиражируемой серебряной печатью и фактически забыт. И только недавно и только фотографы стали к нему возвращаться, профессионально работают не больше 10-15 человек во всем мире. Современные художники его не знают. Ввиду отсутствия разработанной технологии мне пришлось пройти нелегкий путь возрождения этого метода.

Метод масляной печати, который является сплавом фотографии, живописи и графики, дает широчайшие возможности управлять тональной проработкой изображения, решать вопросы обобщения и детализации. В результате автором создается уникальное художественное произведение. Оно несет в себе документальную точность, но в нем нет элементов случайности, ощущения остановленного мгновения, присущих фотографии. Такова специфика работ, выполненных в технике OILPRINT. Стилистически они могут напоминать старинные гравюры, литографии, монохромную живопись в технике «гризайль», старые фотографии. Более того, возникает ощущение, что они и были созданы в те далекие времена и являются свидетельствами тех событий.

Готовится к показу первая выставка «Переход Суворова через Альпы. Хроника швейцарского похода 1799 года», но материалов собрано так много, что работа будет продолжаться еще долгие годы. Я убеждена в необходимости создания художественного свидетельства ежедневного подвига русских солдат, офицеров и генералов, находившихся в тяжелейших условиях, но не терявших самообладания, твердости духа, веры в своего главнокомандующего и отца родного, Суворова.

Работая над исторической темой, художник вынужден искать своих героев в жизни и зачастую облачать их в костюмы той поры, над которой работает. Для меня это время — конец 18 века. И каждый раз я замечала, что военная форма суворовского времени преображает человека не только внешне. Создается впечатление, что при этом мой герой мысленно переносится в то далекое время: расправляются плечи, меняется взгляд, поведение, он как бы становится человеком из той эпохи. Вглядимся в лицо на созданном портрете: знакомые очертания, но чей это образ? Моего современника, суворовского солдата или офицера 18 века? Помещая моих современников в ту далекую эпоху, я приглашаю к размышлению и сопоставлению событий и людей далекого прошлого и дня сегодняшнего.

Со времени Швейцарского похода прошло больше 2-х веков, многое изменилось в понимании цели и смысла существования, ценности человеческой жизни. Тем важнее внимательно всмотреться в события тех далеких лет, ощутить цельность и силу личности Суворова, личности былинных русских «чудо-богатырей». И сравнить с нами сегодняшними... Возможно, такое сравнение будет полезным и поучительным, подтолкнет к действию, развитию.

Я надеюсь, что мои работы этого цикла помогут погружению в обстоятельства этих славных великих и трагических событий, вызовут чувства сопричастности и понимания подвижнического бытия наших предков.

К 200-летию перехода Суворова через Альпы мои живописные работы, написанные во время моих первых поездок в Швейцарию в 1997 и в 1998 годах были включены в книгу директора Института военной истории В.А.Золотарева «Генералиссимус А.В. Суворов: вершины славы». Тогда же я провела в Швейцарии 3 выставки своих живописных работ, рассказывающих о России.

Я рада, что спустя 20 лет к новому юбилею швейцарского похода я могу показать свой совершенно новый большой цикл работ. И для меня символично и важно, что эта выставка будет проходить в музее Суворова.