ПУБЛИКАЦИИ

Художник Ольга Калашникова представляет новый цикл работ «Хроника Швейцарского похода русской армии под предводительством А.В. Суворова (1799)»

Автором поставлена цель — показать в полноте все основные этапы этого исторического события. Работы выполнены в редкой, забытой в XX веке технике OILPRINT (масляная печать).

 

О моем пути к технике oilprint.

После 11 поездок в Альпы, когда накопились и представления о швейцарском походе Суворова, и материалы (этюды, зарисовки, фотографии), передо мной, как перед художником, встала огромной сложности задача — суметь воплотить мои представления об увиденном и понятом.

При этом пришлось учесть удаленность выбранного «объекта» — Альп — от России, где мы все живем, и когда нет возможности свободно и в любое время ездить и смотреть и видеть все, что необходимо для работы. Пришлось использовать фототехнику. Современная цифровая фотография — прекрасное средство, позволяющее запомнить и зафиксировать все особенности всех мест, где выпало художнику побывать. Швейцария — страна небольшая: 200 км на 300 км. Но добираться до нужного городка или перевала даже по современным качественным дорогам непросто. Порой нужно проехать несколько часов по скоростному шоссе, потом полдня подниматься пешком вверх, чтобы оказаться на другой стороне горы. А по горам ходить нам, равнинным людям из России — нелегко. Поэтому часто ездить и смотреть на альпийскую натуру и там же рисовать — это роскошь, которую не может себе позволить приезжий русский художник.

Выбранная мною тема свидетельствования о подвиге суворовских солдат в альпийских горах и долинах требовала также отказа от туристического беглого взгляда на горные красоты и своеобразие швейцарской старины.

Итак, задача выкристаллизовывалась: выбрать технику изобразительного искусства, способную в перечисленных выше условиях дать широкий охват сюжетов, специфику альпийской местности, особенности быта в стране, которую освобождали 220 лет назад суворовские солдаты и офицеры. И позволяла бы создавать строгие художественные образы под стать теме.

Таким специфическим арсеналом выразительных средств обладает техника литографии. Причем владение технологией литографии является основой решения художником не только графических, но и живописных задач.

И что интересно — литография почти ровесница швейцарскому походу Суворова! Ее изобрели в 1796 году в Баварии. Литография сперва позволяла создавать лишь монохромные (одноцветные) оттиски, что давало возможность художнику использовать традиционные рисовальные техники, создавая оттиски, которые могли с лёгкостью конкурировать с оригинальными произведениями в плане деталей и тонов. Литография распространилась с молниеносной скоростью, и вскоре репродукции и оттиски известных картин, книжные иллюстрации, яркие ботанические исследования, плакаты, ручные веера, — всё это создавали способом литографии. Гойя был первым художником, который исследовал возможности художественной литографии. Расцвет литографии пришёлся на 1820-1900 годы. Творческий процесс требовал колоссального количества времени и был дорогим удовольствием.

Большую популярность в России в середине 19 века приобрел «Русский художественный листок» В.Ф. Тимма. Основное содержание листка составляли литографированные рисунки на актуальные темы (репортажи с мест событий, в том числе из Севастополя в разгар Крымской войны 1853—1856, сценки из петербургской жизни, портреты популярных личностей, репродукции с картин, шаржи и т.п.) в сопровождении кратких пояснительных текстов. Оживляя жанровыми сценками изображения массовых празднеств, шествий, гуляний или виды улиц и площадей, помещаемые в «Листок», он добивался у зрителя удивительного чувства сопричастности к изображаемым событиям. Это было, похоже, первой попыткой создать хронологический визуальный портрет времени.

В это же время в жизнь начинает входить фотография. И литография, являющаяся для художников способом тиражирования произведений, начинает отступать перед фотомеханическими способами фиксации визуального мира и его особенностей.

В наше время литография, как сложный вид графики, не столь широко известна и распространена. В основе этой техники лежит работа с камнем зернистой структуры, рисованием на нем специальными материалами и дальнейшее травление и обработка химическим средствами. Только после этого возможно делать тиражные оттиски с приготовленной формы.

У меня сходная с Тиммом задача. Только он работал с современниками, а между 1799 годом, временем суворовского похода по альпийским горам, и нашим временем — 220 лет. Ни фотографий, ни литографий того времени нет. До нас дошли лишь небольшие работы европейской графики, показывающие достопримечательности далекой Швейцарии.

Передо мной встал во весь рост главный вопрос — как совместить в произведении достоверность фотографии, живописное решение вопросов пространства, графическую четкость важных для раскрытия темы деталей, психологическую убедительность образов наших далеких предков, участников славного похода? Как найти для такой сложнейшей темы свое специфическое, характерное для этой конкретной задачи решение?

После длительных поисков была найдена среди методов альтернативной фотографии совсем забытая в 20 веке и неизвестная сегодня художникам техника масляной печати oilprint. Осваивая ее, я обнаружила, что она дает поразительные результаты, часто напоминающие литографские оттиски. С той, правда, разницей, что в литографии можно сделать несколько сотен отпечатков, а в технике oilprint у автора будет только один экземпляр, выполненный вручную.

Что такое техника oilprint? Она возникла в процессе рождения фотографии. Появление фотографии в конце 19 века привлекло художников возможностью переложить на камеру функцию создания точного рисунка и полностью переключиться на решение художественных задач. В способах получения и печати снимков проводились поиски физико-химических процессов, которые позволяли бы фотографу быть полновластным творцом изображения, подобно тому как это бывает в рисунке, в живописи. Разрабатывались процессы, основанные на свойствах желатины или гуммиарабика задубливаться под действием света в присутствии хромовокислых солей или терять растворимость.

Развитие новых процессов печати происходило с проведением параллелей с другими областями изобразительного искусства — живописью, графикой. Эти процессы были порождены стремлением к новому для конца 19 века «идеалу» в фотографии — создать художественную работу, отражающую собственный взгляд автора на мир, являясь, тем не менее, точным слепком реальности.

Но технические трудности создания изображения для дальнейшей художественной обработки подобными методами в то время были слишком велики как для художников, так и для фотографов. Развитие простой и тиражируемой фотографии на серебряной основе в начале 20 века фактически закрыло все альтернативные пути. Возникшее течение пикториальной (имитирующей живопись) фотографии также было не очень долгим. Мир покорило точное и четкое фотографическое изображение, сначала черно-белое, потом цветное, а теперь и цифровое, позволяющее доступными средствами создавать всевозможные световые, цветовые и любые другие эффекты.

В технике oilprint кисть на бумаге дает фактуру, сходную с зерном литографского камня. Мелкое или крупное зерно камня (специальная предварительная подготовка поверхности камня -корнование ) в литографическом изображении способствует передаче воздушности среды, которая необходима в реалистическом живописном и графическом изображении. Главным образом это касается пейзажа. Для меня такое свойство стало особенно важным в изображении альпийских скал и больших пространств. Кисть, используемая в технике oilprint, дает зерно, точечность, пикториальность. Мягкость штрихов помогает разработать дальние планы. Линеарное подчеркивание передних деталей изображаемого объекта — наоборот, приближает их к зрителю. Тональное многообразие в природе также может быть довольно точно передано в технике oilprint, помогая художнику решать самые разные задачи.

Поскольку большая роль в технике oilprint отводится вспомогательным инструментам (фотоаппарату, компьютеру и др.), встает вопрос о вовлеченности самого художника в процесс создания изображения. Моя работа в технике oilprint проходит 3 стадии:

Выбор мотива и съемка фотоаппаратом. При этом необходимо понимать то, что у художников называется «видеть мотив в готовом виде, в материале». Выбор мотива абсолютно идентичен работе с натуры. Надо знать, для чего и с какой целью выбирается мотив, фотография должна быть выстроена как картина по планам, должен быть выбран композиционный центр и т.п.

Подготовка изображения на компьютере. Только художник знает свою композицию, что ему нужно получить в материале, какие акценты поставить, какие детали убрать. Для этого используются все те же понятия и инструменты, как и в изобразительном искусстве (тональность пятна и линии, ритм темных и светлых пятен, контрасты темного и светлого, света, тени, рефлексы и пр.).

Завершающая стадия: художник кистью или несколькими кистями разного размера и свойства наносит краску на подготовленную специальным образом бумагу. Именно здесь воплощаются все его задумки. Именно здесь окончательно расставляются акценты. Работа в материале начинает жить своей собственной жизнью. Зачастую вносятся коррективы: изменение тонального решения всего произведения, усиление акцентов, смягчение второстепенных деталей и их подчинение первоначальному замыслу.


 

Таким образом происходит преобразование исходного фотографического мотива в совершенно новое изображение, в котором полностью выражена идея художника. Безусловно, создание таких работ невозможно без опоры на высокие традиции разработки пространства и формы, передачи тончайших тональных особенностей в пейзаже и портрете. Уверена, что портрет, с его наитруднейшими выразительными задачами, в первую очередь способен быть воплощен в рассматриваемой технике oilprint.