ПУБЛИКАЦИИ

Истинное лицо А.В.Суворова     

Е.В.Веселовская, Р.М.Галеев, О.В.Калашникова, А.С.Колесова

 

Кто не знает А.В.Суворова — знаменитого полководца, который не потерпел ни одного поражения! Но до сих пор есть сомнения в правильности передачи его внешности художниками. Создано великое множество портретов, но лишь немногие из них были выполнены при жизни полководца. Известно, что Суворов весьма критично относился к своей внешности и отказывался позировать художникам. Иконографические исследования портретов генералиссимуса свидетельствуют о том, что растиражированный облик вряд ли похож на реальный. Сохранилась также посмертная маска Александра Васильевича, и многие художники использовали ее при работе над портретом. Но на таких изображениях различимы посмертные изменения лица, которые не были исправлены: очень широкий рот, размытые и оттянутые в стороны носогубные складки, глубоко запавшие глаза и др. В лаборатории антропологической реконструкции Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии имени Н.Н.МиклухоМаклая РАН специалисты по морфологии лица и черепа при содействии художника провели кропотливую научную работу по коррекции посмертных изменений, отразившихся на маске, что позволило восстановить истинный облик Суворова.

 

История эта началась в 2015 г., когда в лабораторию антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН обратились журналисты телеканала «Звезда» с просьбой выбрать из многочисленных, но очень разнящихся между собой портретов А.В.Суворова тот, который наиболее близко соответствовал бы оригиналу. Для этого в качестве объективного «оселка» было предложено воспользоваться посмертной маской из Государственного мемориального музея А.В.Суворова. Е.В.Веселовская отправилась в командировку в Санкт-Петербург и с удивлением обнаружила присутствие практически полного реестра вариантов черт внешности на портретах Суворова, представленных в экспозиции этого музея. С помощью специального антропологического инструментария все возможные размеры, характеризующие пропорции и индивидуальные особенности лица, были взяты на маске. С учетом коррекции посмертных изменений лица был выполнен карандашный портрет-набросок знаменитого генералиссимуса, на котором уже были учтены реальные пропорции лица, но не были проработаны детали. Эта история вошла составной частью в фильм «Суворов. Альпы. 200 лет спустя», созданный этим телевизионным каналом.

Весной 2021 г. в лабораторию обратилась художник О.В.Калашникова с просьбой помочь ей в восстановлении реального облика Суворова, уже не в плоскостном, а в объемном варианте. Почему современному художнику понадобилась более точная информация о том, как выглядел Суворов? За 10 поездок в Альпы (1997–2019) Калашникова изучила и прошла весь путь русской армии Суворова, собрав колоссальный фотоархив в тех местах, которые практически не изменились с XVIII в. Она — автор первой фотолетописи Швейцарского похода Суворова 1799 г. (Замостьянов А.А., Калашникова О.В. Швейцарский крест Суворова. Фотолетопись Альпийского похода. М., 2020).

Для создания художественного цикла о последнем походе Суворова Калашниковой была разработана специальная авторская техника, адаптированная к решению художественной задачи: передать подробности похода в виде изображений, напоминающих гравюры тех лет. В цикле автор показала горные пейзажи, создала образы солдат, реконструировала картины походного быта и боевых сцен. Союз художников России и Российская академия художеств в 2021 г. наградили автора дипломами за эту работу.

Не хватало только убедительного портрета Суворова. Такого, чтобы соседствовал с правдивым изображением альпийского похода. Зная о существовании посмертной маски, художница обратилась к ученым, специалистам по морфологии, для создания объемного портрета на ее основе.

Приведем цитату из письма Суворова, которая также вдохновила нас на эту нелегкую работу. В конце 1794 г. Суворов писал одному из своих офицеров: "Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена быть не может. Всегда найдутся неложныесвидетели истин."

Эти слова следует отнести и к внешности Суворова и исправить ту неоднозначность, которая дошла до нас. Знание морфологии головы и черепа придало нам смелости выступить такими неложными свидетелями истинного облика великого полководца, который мы собирались воссоздать на серьезной научной основе.

 

Внешность Суворова на портретах

Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — поистине ключевая фигура отечественной военной истории. Существует обширная иконография великого полководца, которая, в свою очередь, зачастую становится предметом научных изысканий. И действительно, уж очень по-разному представлен на полотнах, гравюрах и скульптурах этот величайший воин своего времени. В них слишком очевидны приемы, традиции художественных школ своего времени, авторские возможности и пристрастия, заказы и заказчики. Известно, что Суворов невысоко оценивал свою внешность, не любил позировать художникам, даже испытывал определенную неприязнь к зеркалам. Именно поэтому мы располагаем совсем небольшим количеством его прижизненных портретов. Искусствовед А.В.Помарнацкий, посвятивший исследованию иконографии великого полководца серьезный труд, подробно разобрал каждое из изображений с точки зрения правильности передачи конкретных индивидуальных черт и особенностей внешности Суворова. Он использовал также словесные описания современниками внешности полководца. На основе детального анализа исследователь пришел к выводу, что даже прижизненные портреты не всегда делались в полном смысле слова «с натуры», часто основой служили наброски, которые потом значительно дорабатывались вне контакта с изображаемым лицом. Поэтому достоверность передачи образа даже на них, по мнению Помарнацкого, также может быть поставлена под сомнение. Портреты

же, выполненные после смерти Суворова, можно объединить в циклы похожих образов, но сходство они имеют лишь с образцом, который выбирали себе художники из предшествовавших работ своих коллег. В целом, иконографическое наследие полководца представляет потомкам слишком большое разнообразие признаков и характерных черт лица, чтобы считать их элементами внешности одного прототипа.

После смерти генералиссимуса с его лица был снят гипсовый оттиск, на основе которого была изготовлена посмертная маска. Именно она стала основой для многих художников, изображавших Суворова. Однако чтобы использовать посмертную маску для изображения живого лица, надо провести кропотливую работу по корректировке распределения тканей, чего ранее не было сделано.

Перед нами стояла задача восстановить облик Суворова, используя посмертную маску и данные современной физической антропологии о толщине и закономерностях распределения мягких покровов головы на различных участках черепа. При реконструкции некоторых деталей внешности, которые полностью нивелировались при наложении сырого гипса для получения формы к изготовлению посмертной маски, мы также обращались к ряду прижизненных портретов, для которых имелись доказательства изображения с натуры, а также

к словесным описаниям внешности полководца современниками.

Большинство изображений Суворова выполнены уже после его смерти, при жизни создано всего несколько картин и скульптур. Остановимся подробнее на прижизненных портретах, которые мы использовали для восстановления черт внешности, которые не передает слепок с лица. Это в первую очередь конфигурация губ, в их слизистой части, и положение бровей. Важно было уточнить абрис нижней челюсти, которую подвязывают при снятии формы и, следовательно, искажают ее реальные контуры.

Портрет на лицевой стороне «Медали в память побед А.В.Суворова-Рымникского в 1787, 1789, 1790 гг.», выполненной К.А.Леберехтом и И.Б.Гассом в 1790 г., по историческим свидетельствам основан на рисунке с натуры, и есть отзывы современников о сходстве изображения на ней с реальным обликом Суворова. Для нас это изображение крайне важно, так как на нем Александр Васильевич представлен в профиль, а этот редкий для пор-

третов ракурс чрезвычайно информативен для воссоздания объемного изображения. На нем хорошо видны следующие черты внешности: оттопыренная нижняя губа, выступающий, достаточно массивный подборо-

док и высокая позиция изогнутых бровей.

Информативным среди прижизненных портретов оказалось скульптурное изображение, выполненное итальянским ваятелем Дж.Мональди в 1795 г. во время пребывания Александра Васильевича в Варшаве. На этой скульптуре, прежде всего, бросается в глаза чрезмерное развитие морщин на лбу и возле рта, носогубные складки спускаются до самого подбородка. Для нас также было важно, что в свои 64 года Суворов совершенно не выглядел изможденным и худым, что как рефрен повторяется на портретах, выполненных после его смерти. Также и губы, которые очень часто изображают буквально, что называется «в ниточку», на скульптуре Мональди имеют совершенно среднюю толщину. Хорошо видно сухое веко (отсутствие складки верхнего века) и высокий подъем бровей.

Существуют карандашные наброски великого полководца, сделанные Ж.П.Норбленом де ля Гурденом — французским художником бельгийского происхождения. Они выглядят, скорее, как шаржи или карикатуры, так как автор, будучи на стороне Т.Костюшко, изображал врага. Однако есть много свидетельств, что зарисовки были сделаны с натуры. Информация об отдельных, пусть и утрированных чертах облика может оказаться весьма ценной для нашей работы. Например, такие черты, как значительное выступание носа и подбородка в профиль и некоторое отвисание нижней губы, совпадают с другими портретами, сделанными с натуры.

Наше внимание привлекли работы венского придворного художника И.Крейцингера, так как есть точные свидетельства (в том числе и из писем самого полководца), что Суворов позировал этому художнику в 1799 г. [1, с.60]. Здесь мы приводим один из вариантов этого портрета, на котором бросаются в глаза такие индивидуальные черты Александра Васильевича, как большие глаза с сухим веком, высоко расположенные брови, отчетливые морщины на лбу и по бокам рта, несколько оттопыренная нижняя губа и выраженная вертикальная межбровная складка.
Еще одно важное изображение, на которое мы опирались в работе, это портрет, написанный уже после Швейцарского похода И.Г.Шмидтом — придворным художником саксонского курфюрста. В январе 1800 г. ради этого он специально приехал в Прагу, где в то время находился Суворов. Картина выполнена пастелью на пергаменте, на обороте которого указано, что работа писана с натуры. Данная картина была найдена лишь спустя столетие, после ее создания. Возможно, портрет находился у заказчика — курфюрста саксонского. Но современники видели портрет работы Шмидта, и он породил целое направление в стиле изображения Суворова — так называемый тип Шмидта. В этом стиле были созданы многочисленные повторения портретов Суворова — как в технике гравюры, так и в технике масляной живописи.

 

Посмертная маска и словесный портрет

После смерти Суворова была сделана гипсовая маска его лица. Многие художники использовали ее при изготовлении портретов Александра Васильевича. Однако после смерти мягкие покровы черепа претерпевают значительные изменения. Тургор тканей резко падает, происходит их обезвоживание, в результате чего лицо сильно деформируется.

К тому же при снятии формы для маски наложение тяжелого сырого гипса на лицо человека, лежащего навзничь, смещает жировую и мышечную массу вместе с кожей от центра к периферии. Таким образом, в области фронтальной поверхности покровы значительно истончаются, а по бокам лица образуются утолщения. Без изменений после смерти остается, пожалуй, только нос, и то лишь в течение нескольких суток. Художники, живописцы и скульпторы, работавшие над созданием образа Суворова с использованием маски, не проводили должной коррекции по устранению посмертных изменений, отсюда на многих портретах мы видим очень широкий рот с узкими губами, сильно раздвинутые носогубные складки и другие неточности. Внимательный анализ портретов убедительно доказывает, насколько они разные.

Антропологи и криминалисты, имеющие дело с научным описанием внешности, используют программу «Словесный портрет». В ней признаки габитуса (внешнего облика) описывают по качественным вариантам. Например, в профиль форма головы может быть округлой, яйцевидной или килевидной; лоб — прямым, выпуклым или наклонным. Выделяют пять вариантов формы спинки носа: вогнутая, прямая, выпуклая, с горбинкой, волнистая. Таким же образом описывают отдельные черты лица: выступание глазного яблока, направление глазной щели, степень развития складки верхнего века, горизонтальную и вертикальную профилировку лица на разных его уровнях, форму и направление бровей, степень выступания верхней губы и т.д. Как уже отмечалось, на портретах Суворова антрополог видит все возможные варианты формы носа и лба, особенностей ротовой и глазной областей, нижней челюсти. В отношении лба и нижней челюсти разночтения могут быть связаны с тем, что при наложении на лицо гипса для изготовления формы, по которой потом отливают посмертную маску, на лоб в области линии роста волос накладывают ткань, а нижнюю челюсть, поскольку мышцы уже не работают, подвязывают бинтом. Следы этих материалов можно увидеть при внимательном рассмотрении маски.

Еще одним из важных источников для доработки реального портрета Суворова служили воспоминания современников, описывавших особенности внешности. Такие свидетельства собраны А.В.Помарнацким , есть они также и в книге В.С.Лопатина, посвященной биографии Суворова. В целом большинство описаний выделяют следующие черты: большое количество морщин на лбу, в области глаз и около рта. Многие современники указывали на значительную подвижность лица Александра Васильевича, его богатую мимику — это могло стать причиной более раннего формирования морщин. Упоминают высокий лоб с глубокими залысинами и мыском волос посередине. Все отмечают сухое веко при крупных выступающих вперед глазах. Нос тонкий, значительно выступает. Уши, скорее, немного оттопыренные.

Итогом анализа прижизненных изображений и описаний внешности современниками стало создание словесного портрета прижизненной внешности Суворова, которое мы использовали для восстановления деталей облика. Итак, лоб можно охарактеризовать, как высокий и широкий со значительными залысинами, испещренный морщинами. Направление лба чуть наклонное, контур лба в профиль прямой. Брови изогнуты, расположены высоко. Нос узкий, сильно выступающий, спинка с едва заметной горбинкой. Глаза крупные, глазное яблоко расположено выпукло, складка верхнего века отсутствует. Значительное развитие носогубных складок, сильно спускающихся вниз. Ротовая щель средней ширины, губы не узкие, нижняя оттопырена. Подбородок округлый, достаточно массивный, заметно выступает вперед.

 

Работа над восстановлением облика

Предварительные замечания. Разумеется, в отличие от графического портрета, скульптура несет в себе куда более полную информацию о внешности, но и выполнить ее значительно сложнее. Для создания объемного изображения необходима была серьезная кропотливая работа по устранению посмертных изменений, которые запечатлелись при снятии гипсовой формы с лица мертвого Суворова. Перед антропологами встала нелегкая задача: рассчитать, сколько миллиметров и на каких участках лица надо добавить, а сколько убавить при переходе от посмертной маски к прижизненной конфигурации лица.

В лаборатории антропологической реконструкции, как правило, ведутся работы по воссозданию прижизненного облика на основе черепа. А для этого необходимо знать толщину мягких покровов головы на различных ее участках. В XVIII и XIX вв. для сбора таких данных ученые использовали только анатомический материал, т.е. работали на трупах. Измерения проводили закопченной иглой или иглой с насадкой, протыкая мягкие покровы и определяя расстояние от поверхностикожи до кости. Однако посмертное перераспределение тканей сказывалось на получаемых цифрах, которые не соответствовали параметрам лица при жизни. Впоследствии для измерения толщины покровов лица стали применять рентген. Но и здесь цифры получались искаженными из-за точечного источника облучения. И вот в 1980-х гг. российские ученые первыми в мире применили для этих целей ультразвук. Ультразвук безвреден для здоровья и дает возможность измерять толщину

покровов с большой точностью и на достоверных по численности выборках лиц разного антропологического типа. В лаборатории накоплен обширный банк данных по толщине тканей на различных участках лица в различных популяциях.

Сопоставление измерений, выполненных на живых людях ультразвуковым методом, и полученных на анатомическом материале, позволяет оценить направление посмертных изменений в толщине тканей на различных участках лица.

Реконструкция внешности. Работа над воссозданием облика Суворова в лаборатории началась с получения объемного изображения маски путем 3D сканирования. Дальнейшую коррекцию проводили уже на виртуальной модели посмертной маски. Сначала необходимо было смоделировать голову целиком. В качестве вспомогательной модели были использованы фотографии черепа сына Суворова, Аркадия, предоставленные антропологом А.В.Рассказовой, проводившей ранее его краниологическое исследование.

Работа по коррекции распределения мягких покровов проводилась в несколько этапов. На первом этапе в программе «Geomagic Design X» были произведены оценка геометрических параметров модели и необходимые измерения, а также построена реперная сетка толщин (т.е. глубины) мягких тканей лица и мозговой части головы. Эффект посмертных изменений в распределении мягких покровов лица из-за потери влаги и резкого снижения тургора тканей при положении головы, лежащей на затылке, выражается в сползании их к периферии лица и в снижении толщины на фронтальной его поверхности. Для восстановления прижизненной конфигурации лица на боковой поверхности скул, в местах их наибольшего выступания, было убрано по 2.5 мм с каждой стороны, на углах нижней челюсти и вдоль ее восходящей ветви — по 10 мм с каждой стороны, в нижней части подбородка — 4 мм. Добавляли мягкие ткани по фронтальной плоскости лица: в области клыковых ямок — 5 мм, губ — 3 мм, на границах орбит — 1.5 мм, спереди на скулах — по 3 мм. Внешность (в процессе перераспределения деформированных после смерти мягких покровов лица Суворова) менялась на экране компьютера очень наглядно: ткани лица, смятые гипсом и в результате падения тургора, набирали форму и рельеф; на плоской сначала верхней губе появилась анатомическая структура фильтрум, создающая объем ротовой области по фронтальной поверхности; проявлялась слизистая часть губ, полностью отсутствующая на маске. Глазные яблоки пстепенно из запавших превращались в выпуклые, прорезалась глазная щель.

Для восстановления формы и размеров мозговой части головы было использовано изображение черепа сына Аркадия. Понятно, что лицевые контуры даже у близких родственников не совпадают. У Суворовых — сына и отца — это заметно в области нижней челюсти. Для превращения маски в 3D-модель головы по всей поверхности свода черепа были добавлены мягкие ткани толщиной 6–8 мм.

На следующем этапе на основе оптимизированной модели головы в программе «ZBrush» осуществляли цифровое моделирование биологических тканей. В результате скорректированная модель была подготовлена к послойной печати. Печать модели осуществляли на большеформатном принтере «Raise 3D Pro2 Plus» в два этапа: отдельно печатали переднюю и заднюю половины головы, которые потом скрепляли. После распечатки с пластиковой модели сняли кусковую форму и выполнили копию головы в пластилине. Дальнейшая более детальная работа по корректировке прижизненного облика проводилась на пластилиновой скульптуре. Именно на ней дорабатывали глазную и околоротовую области.

В задачи антропологической реконструкции внешности входит точная передача всех мельчайших индивидуальных морфологических структур головы, поэтому мы сознательно уходим от изображения эмоций. Если поддаться желанию придать облику торжественность или величавое достоинство, можно погрешить в точности изображения черт внешности. Еще основатель метода восстановления лица по черепу М.М.Герасимов отмечал важность и необходимость такой стадии в работе над созданием прижизненного облика, как «маска лица». Поэтому не стоит удивляться, что результа выполненной реконструкции внешности представляет нам голову человека, лишенного эмоций, с отсутствующим взглядом. Неужели так мог выглядеть знаменитый герой российской истории? Не стоит торопиться с выводами об обыкновенности облика.

Это лишь один из этапов восстановления прижизненной внешности. Впереди еще предстояла работа по тщательной проверке всех деталей и скульптурной доработке отдельных черт лица, в первую очередь глазной области и губ, а также созданию характерной прически и одежды. На этом этапе мы обратились к прижизненным портретам. Перед нами стояла задача изобразить великого Суворова не на момент смерти, когда он был истощен тяжелым походом и болезнью. Мы задумали представить великого полководца в расцвете сил и военной карьеры, в возрасте около 60 лет. Причем мы сознательно отказались от изображения принятых клише (как, например, хохолок на темени), чтобы все внимание сосредоточить на лице Александра Васильевича. Ведь антропологи — специалисты в области морфологии — могут ручаться в своей работе заточную передачу индивидуальных особенностей физического облика, а внешний антураж скульптуры играет при реконструкции второстепенную роль

и часто выполняется условно. На этом этапе мы воспользовались составленным на основе анализа художественных изображений и устных описаний внешности словесным портретом. После корректировки мельчайших деталей и подробностей пластилиновая модель была подвергнута 3D-сканированию, что позволило создать визуализацию скульптурной реконструкции великого полководца. Теперь мы вправе предположить, что именно так выглядел Суворов. С точки зрения науки, это самый точный объемный портрет, где переданы пропорции и индивидуальные детали лица. Разумеется, мы не претендуем на 100-процентную достоверность— такое воссоздание внешности невозможно в принципе, но это точнейший портрет, который возможно создать на основе скорректированной посмертной маски, художественных прижизненных изображений и словесных описаний. Черты его подчеркивают мужественность в выражении и пропорциях. Перед нами умный, волевой стратег, без какихлибо приписываемых ему странностей, которые могли отражаться на внешнем облике. Эта реконструкция представляет собой широкое поле для творческого поиска и выполнения художественных работ по созданию образа Суворова уже специалистами из области искусства. На основе данной скульптурной реконструкции О.В.Калашникова создала графический портрет в авторской технике. Перед художниками теперь раскрываются новые возможности для воплощения своих представлений об этом великом герое российской истории. А мы представляем обществу реальный портрет Суворова, выполненный по всем строгим правилам науки.