ПУБЛИКАЦИИ

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОДВИГА. СУВОРОВСКАЯ АРМИЯ В АЛЬПАХ

Автор: Ольга Калашникова     

 

Вот уже 23 года я занимаюсь темой Швейцарского похода Александра Суворова и его армии. За эти годы после десяти поездок в Альпы написаны десятки натурных живописных работ, портреты-реконструкции участников этого похода, привезены из Швейцарии десятки тысяч фотографий всех без исключения мест, связанных с этим историческим событием.


Чтобы понять и оценить величие подвига армии Суворова, надо увидеть, прочувствовать и осознать величие Альп, их коварство и неприступность. Вспомним: почти за месяц солдаты прошли более 200 км по пяти кантонам Швейцарии, поднимались на перевалы, восстанавливали разбитые французами мосты, форсировали ледяные горные реки, вели почти каждодневные кровопролитные и победоносные бои с хорошо подготовленной французской армией. От острых камней и непрерывных дождей обувь участников похода приходила в негодность, сухари — основная солдатская пища — портились от непогоды, обоз почти полностью был потерян при форсировании рек и перевалов. Бедное местное крестьянское население, уже ограбленное французами, не могло помочь ни провизией, ни фуражом, несмотря на симпатии к русской армии.

Русская армия Суворова всё преодолела и перешла через Альпы. Сила русского духа оказалась выше неприступных альпийских вершин! Известна характеристика военного историка (а в будущем министра и фельдмаршала) Дмитрия Милютина: «Неудачная эта кампания принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа».

Это был невыносимый по тяжести поход. Проследить и наглядно показать весь путь армии Суворова по горной Швейцарии — сложнейшая задача! Первой такой серьёзной попыткой стало создание коллекции фотографий Василием Энгельгардтом (1828–1915), сохранившим для нас исторический облик уходящей в прошлое альпийской натуры конца XIX века.
В 50-е годы XIX века мастерская литографии Василия Тимма выпускала «Русский художественный листок» о современных событиях Крымской войны. Я задумала создать серию о событиях Швейцарского похода Суворова, воссоздав документально и точно художественными средствами хронику Швейцарского похода, свидетельствующую о величии и трагизме событий осени 1799 года.

Я многое видела в швейцарских Альпах. О походе узнавала из исторических и литературных источников, а порой и от швейцарцев, хранящих в памяти и пересказывающих эти истории своим потомкам. Много дорог прошла... Многое понимаешь, глядя на горные вершины, до которых приходится идти часами, на стремительно несущиеся облака между этими вершинами, в минуту укрывающие и сами эти вершины, и всё вокруг непроглядной пеленой, когда уже товарища не видно рядом...

Вы скажете: Альпийский поход русской армии Суворова — это довольно известная тема для туристов, приезжающих в Швейцарию. Там даже есть специальный Суворовский маршрут — маршрут № 55.

В чём же особенность моего замысла?

Я показываю не красоты Швейцарии, а суровый путь русской армии в Альпах. В Швейцарии многое сохранилось неизменным с конца XVIII века. Так же лепятся на крутых горных склонах те же дома и шале трудолюбивых швейцарцев, так же крепко стоят древние монастыри и храмы, видевшие Суворова, с устремлёнными в небо колокольнями, так же высятся за всем этим неприступные Альпы. На горных тропинках и поворотах дорог до сих пор стоят кресты с распятиями. В городах сохранились каменные дома и монастыри, в которых останавливались Суворов и его офицеры. Возле этих домов мы видим те же каменные фонтаны, из которых черпали воду солдаты и поили коней. Эта старая Швейцария помогает мне погрузиться в то время. И я начинаю смотреть на мир глазами суворовских солдат, я иду вместе с ними в этом походе...


И мне очень повезло: легендарный суворовский поход 1799 года повторили исторические реконструкторы, участники группы СУВОРОВ220, пройдя в осенние дни 2019 года от Айроло до Иланца путь русской армии в Альпах в мундирах и со снаряжением, близким к историческому. Я находилась рядом с ними и запечатлевала их передвижение и реконструкции боёв на свою камеру. На наших глазах оживала История.

Я осознала необходимость создать ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО этого невероятного по силе воли и почти неизвестного в настоящее время подвига русской армии и Суворова.

Суровость обстоятельств походной жизни, угрожающая мощь альпийских гор и трудность дорог, непривычных русскому равнинному человеку, требовали новых изобразительных средств. Необходимо было соединить документальность фотографии с художественным видением автора. Для передачи духа тех событий потребовалось перейти от многоцветия живописи к монохромной графике. После долгих поисков и изучения различных графических и фотографических подходов я остановила свой выбор на почти забытой технологии масляной печати OILPRINT (нетиражная техника). Метод масляной печати разрабатывался в конце XIX века. Это было время наивысшего взлёта реалистического изобразительного искусства и вхождения в жизнь фотографии. Художники и первые фотографы надеялись использовать возможности метода масляной печати для создания художественных реалистических произведений. Однако он оказался настолько сложным и результаты настолько непредсказуемыми, что от него почти сразу и отказались. Впоследствии он был вытеснен более практичной и тиражируемой серебряной печатью и фактически забыт. И только недавно и только фотографы стали к нему возвращаться. Профессионально работает не больше 10–15 человек во всём мире. Современные художники его практически не знают. Ввиду отсутствия разработанной технологии мне пришлось пройти нелёгкий путь возрождения этого метода.


Переосмысление и адаптация этой техники с учётом технических возможностей XXI века дали мне возможность создать своё новое документальное искусство, которое является сплавом фотографии, графики и живописи. Создаётся уникальное художественное произведение. Оно несёт в себе документальную точность, но в нём нет элементов случайности, ощущения остановленного мгновения, присущих фотографии. Стилистически они могут напоминать старинные гравюры, литографии, монохромную живопись в технике «гризайль», старые фотографии (стиль выбирает сам автор). Более того, возникает ощущение, что они и были созданы в те далёкие времена и являются свидетельствами тех событий.


Со времени Швейцарского похода прошло больше двух веков. Многое изменилось в понимании цели и смысла существования, ценности человеческой жизни. Тем важнее внимательно всмотреться в события тех далёких лет, ощутить цельность и силу личности Суворова, личности былинных русских «чудо-богатырей». И сравнить с нами сегодняшними... Возможно, такое сравнение будет полезным и поучительным, подтолкнёт к действию, развитию.

Впереди у меня большой и ответственный этап работы над портретом Суворова. Задумано воссоздание наиболее точного облика полководца совместно с лабораторией пластической реконструкции РАН имени Герасимова, используя посмертную маску Суворова.