ПУБЛИКАЦИИ

ИЗ АЛЬПИЙСКОГО АЛЬБОМА

«Чудо-богатыри», «Панорамы перевала Сен-Готард», «Чертов мост», «Из военной коллекции...» Наверное, для многих мой новый цикл «Православные в Альпах» стал неожиданным, ведь я вошла в художественный мир лиричными «портретами» цветов и пейзажами «Академички» и Переславля-Залесского, отстаивая право говорить на традиционном языке русского реалистического искусства.

Поворот к новой теме произошел в 1997 году, когда Общественный Суворовский комитет (общественный - значит, без денег) предложил ряду художников поработать в Швейцарии. Вначале нас было двое, потом я осталась одна.

200 лет назад русские люди, верные союзническому долгу, преодолели все: неприступные скалы и льды, жесточайшее сопротивление сильной французской армии, холод и голод, предательство союзников. Из цветущих долин русские воины с равнинным восприятием природы поднимались к обледенелым скалам, не зная их трудностей и коварства. Что они чувствовали здесь? Где нашли последнее прибежище убитые в боях? По каким тропинкам и мостам проходили воины? До сих пор на швейцарских картах проведена линия с надписью «Путь Суворова в 1799 году».

Я увлеклась темой памяти под-вига русских воинов в Швейцарии и пыталась с документальной точностью передавать обстоятельства, сопровождавшие русскую армию. Дружба с военно-исторической группой москвичей, приезжавших в Швейцарию в мундирах гренадеров и егерей, со знаменами, ружьями, под барабанный бой появляющихся на улицах Андерматта и салютовавших на перевале Сен-Готард, помогла мне восстанавливать не только облик наших воинов, но и дух.

Первых туристических впечатлений для искусства мало. Чтобы понять и почувствовать, надо вглядеться и вжиться. Судьба дала мне эту возможность. Я жила в маленьких городках и деревушках, где познакомилась со многими людьми, характеры которых сформировали камни и льды, водопады и гудящие горные речки, розы и виноградники. Мне позировали священник и железнодорожный рабочий, виноградарь и скульптор, инженер, пастух, директор музея и многие другие. Я увидела приветливых людей, их любовь к своей земле, чтущих не только своих предков, но и память о великом А.В. Суворове.

Предложение провести выставку «Русская традиция» в кантонах, где проходила армия Суворова, меня очень обрадовало. Появилась возможность расширить весьма узкие и часто негативные представления о России, о наших людях, земле, ценностях и святынях. Не скрою, мне одной, без «спонсорской поддержки, без заказчиков, пройти все этапы от переговоров до конкретной реализации замыслов, привезти картины из России и перевозить с выставки на выставку было нелегко. Но все это позади, и негативные моменты забылись. Память же сохранила забавный случай. Я пригласила на выставку потомков швейцарского художника А.Анкера (1831-1910). Мастерством своим он напоминал наших передвижников, но был, пожалуй, мягче и лиричнее. Почти все швейцарцы знают его и гордятся им. Часто моя живопись вызывала ассоциации с его творчеством. Его потомки, сотрудники дома-музея Анкера, расположенного в 5 километрах от места проведения моей выставки, увидели в натюрморте «Швейцарский антиквариат» три ключа и стали уговаривать меня отдать им эти ключи, ибо были уверены, что это как раз те ключи, которые пропали много лет назад из музея. Не скрою, натюрморт был написан под впечатлением добротной и лиричной живописи швейцарского художника. Ключи же я нашла в сарае моего друга на другом конце страны. Вот такое признание волшебной силы искусства.

Последняя поездка в Швейцарию, в край виноделов переносила меня из «войны» в «мир». В работе над героико-трагической темой в Альпах мне помогали суровые горные пейзажи. А на прекрасной цветущей земле в долине мне не давала покоя мысль, что русские немало сделали для того, чтобы жизнь, которая раскрывалась передо мной, была похожа на сказку. Меня не оставляло ощущение, что на многое смотрю глазами тех русских солдат, совершивших свое восхождение, обессмертив себя и своего великого полководца. Принимавший участие в юбилейных торжествах митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим сказал: «Суворов - это Россия, символ ее невероятного духа...» Мне хотелось постичь этот дух, приблизиться к этой уходящей от нас и нашего бытия теме, оживить человеческую память. И в то же время рассказать о настоящем. Поездки в Швейцарию, удивительно разнообразную страну, помогли мне лучше понять не только швейцарский народ, но и нас, наш характер. Очень часто я была первым русским человеком, с которым общались и которого внимательно разглядывали швейцарцы. И, несмотря на то, что много работ я подарила, еще больше этюдов я привезла домой. В надежде на счастливое продолжение этой темы в моей творческой судьбе.

О. КАЛАШНИКОВА.