ПУБЛИКАЦИИ

Поэтический реализм Ольги Калашниковой     

В одних картинах, будь то портрет, пейзаж, натюрморт, льётся какая-то поэзия, одухотворенность, нежность, настроение. А в других - присутствует что-то древнее, крепкое, могучее. Они простро завораживают тебя, как и, в прочем, сама художница, которая излучает любовь и свет. Интересна и судьба её: в прошлом - математик, в настоящем - художник-реалист.

- Оля, хотелось бы начать нашу беседу с вопроса: почему вдруг искусство, ведь в прошлом ты математик?

В жизни ничего вдруг не бывает. После окончания школы, когда решался вопрос, кем быть, думала, что только математика. Ее я знала очень хорошо. А потом что то стало происходить в душе, и поняла, что инженерная деятельность меня не удовлетворяет. Все время была тяга к совершенству. Искала людей, книги, чтобы духовно насытиться. И такое неуравновешенное состояние тоски, поисков негативно сказывалось на четком труде программиста. В математике, чем меньше волнуешься, тем лучше получается. Решила испытать себя в искусстве, создать что-то истинное, не новое, своеличное, а истинное. Что-бы «субъективное» не подменило истины, а новое произведение не исказило предмета. Больше всего боюсь этого и потому бережно отношусь к тому, что видит мой глаз, на что отзывается и резонирует мое сердце.

- Поэтому в искусстве ты и выбрала направление реализма?..

Конечно. Расскажу интересный эпизод из моей жизни. В том году в Переславле-Залесском в Дом творчества, где были выставлены мои картины, привели на экскурсию молодых американских преподавателей. Они впервые в жизни увидели реалистическое искусство. Я не хотела, чтобы они ограничились только просмотром. К тому же ребятки оказались пытливыми. Мы долго говорили на ломаном англо-русском языке. И, естественно, у них возник вопрос: «А для чего реалистическая живопись, если есть фотография, кино? Ведь это такие муки...»

Как объяснить им, которые живут на нашей земле и другими глазами смотрят на жизнь . Как объяснить, для чего реализм? Из чего он складывается? Что такое традиции русского искусства, о котором они не знают?

Я много говорила, пока не пришла к формуле, найдя которую потом очень возрадовалась. Я поняла, что, может, целую жизнь искала. Нашла очень краткое ее выражение: «Я люблю, что вокруг, и я очень люблю вас, людей. И очень сильно хочу передать мою любовь к тому, что вокруг, - вам». Им сразу стало ясно. Они поняли, что если я буду деформировать, изображения страшные показывать, то в этом будет выражена моя нелюбовь, неуважение к ним. Они развели руками. Тут уж ничего не добавишь.

- Оля, заметила,что у тебя много картин на тему цветов. Сейчас ведь мало кто из худож-ников их пишет. Почему . Как тебе удается передать их красоту?

- Действительно, передать красоту, мелодию цветов удается далеко не каждому художнику. А мне хочется передать радость от той красоты, радость от радости, которую приносят цветы. Да и к тому же в истории цветов заключается еще и часть истории человечества. Вот, например, картина из ландышей - цветок богини весны Остары и излияния сердец. С исчезновением язычества богиню Остару заменила в народном сказании Пресвятая Дева; и теперь существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Царица небесная, окруженная венцом из блестящих, как серебро, ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость... Эту картину назвала «Ландыши».

Портает «Анютины глазки» - цветок Опитера и Валентинова дня. «Пионы» - эмблема «пла-менной любви» . Пион представляет собой как по красоте своего замечательно крупного, ярко-красного цветка, так и по красоте своих изящных выразительных листьев одно из самых красивых садовых растений.

А это сирень, с которой связаны воспоминания о весне, о чудном мае, о старинных помещичьих усадьбах, старинных дворянских. гнездах, в которых она составляла всегда необходимую принадлежность садов и парков и где густые купы ее, расположенные перед главным фронтоном, служили лучшим украшением весною.

Каждый год пишу незабудки - цветок постоянства и верности - эмблему «майской королевы». Под впечатлением легенды я написала картину о незабудках, назвав ее «Нежность».

Но что меня еще привлекает писать цветы - это соединить умение быстро написать и уме-ние сильно почувствовать. То есть соединить мужскую руку и женское чувство.

- Кроме цветов, на какие темы еще любишь писать картины?

- Люблю все, люблю писать портрет, натюрморт, пейзаж. Хотя чистых пейзажей нет, есть такое понятие у художников, то есть трава, земля, небо, лес, море. Может быть, не доросла до этого. Но всегда хотелось, чтобы в работах чувствовалось присутствие человека, его жилища, тропинки. В прошлом году все мучилась, говорила: «Найдите мне «Владимирку» левитанов-скую, найдите мне дорогу». Очень люблю писать дорогу, потому что она нам в жизни помогает - идущим в глубину. Помогает увидеть пространство. Художники-реалисты тем и отличаются от представителей других школ, что умеют передать это пространство.

Люблю соединять натюрморт и пейзаж. Если яблонька на огороде, стараюсь, чтобы был ее портрет. Если монастырь, то хочу, чтобы был и портрет монастыря, и открылась жизнь земли, на которой этот монастырь стоит, а не просто документальное изложение. Картины звучать должны. Небо, землю, лес, стога, избы русские, то, что было всегда и что приложимо к земле. А если она есть, то все будет длиться веками. Люблю писать лошадей.

Стараюсь выйти на такой уровень творчества, чтобы предмет моего изучения через меня заговорил. Я так вижу натуру. Стараюсь писать так, чтобы каждый мазок, кладка краски, письмо, цвет были поэтичными.

- Поэтично в твоих работах не только письмо, но и название картин - «Как тих прозрачный вечер»... Почему так?

- Я все время пребываю одновременно и во власти чувств, и ощущений, и их анализа. И когда прочитала эти строки поэта, была потрясена, что опять нашла человека, который созвучно со мной жил, смотрел на все - это наше русское небо - и ходил по этой земле. Они, поэты, и помогают называть картины. Например, «Как тик прозрачный вечер», «Златотканые дни осени», «Сиреневое утро в Переславле». В природе столько неповторимой красоты. В ясный морозный день, когда лучи солнца касаются земли, на которой лежит снег, и отражаются, разливается какой то нежный цвет сирени. Так и назвала картину.

У Тютчева есть такие строки: «И то, что длилося веками, не ис-тощилось...». «Здесь Великое былое, словно дышит в забытьи...» - назвала картины древних, могучих старинных монастырей, которые хранят свою историю.

На стихи Тряпкина родилась картина Храма - «Как белый архангел, Храм вздымался над грешной землей». Картина с зимним пейзажем из охотничьей песни - «Как со вечера пороша выпадала хороша» и многие другие.

У меня пошли сейчас работы с такими названиями. И я рада, что не стою на месте, все время нахожусь в динамике. За что берешься. все хочется делать хорошо. Это касается не только искусства, но и быта. Всегда искала людей, у кого можно было бы поучиться, но часто не находила ответа. потому что вопросов больше. Путь - от умения до совершенства - удлиняется с каждым годом. Это ответственность. Вывод на всю жизнь, что все равно не достичь совершенства, а только чуть-чуть к нему приблизиться. Я знаю, что это источник развития. На неудовлетворение собой катастрофическое.

- Знаю, что много лет ты работала педагогом. Чему хотела научить своих учеников, среди которых было много взрослых людей?

- Быть педагогом - это и призвание, и талант. Что заложишь в учениках, чему научишь, таки-ми они и будут в творчестве. Преподавала я в училище 1905 года вместе с Чусовитиным П.П. - талантливым скульптором и писателем. Иногда у нас бывает так много жизненного Опыта, что нам очевидно. А дети наши не понимают. У них нет этого состояния очевидности. В состоянии изучения они должны пребывать до тех пор, пока предмет не захочет заговорить через них. И мой долг научить ребят увидеть, написать тот или иной мотив. Научить их не искажать эту божественную красоту, божественную идею добра, не уродовать тот предмет, который изобразили на полотне, с любовью относиться к людям.

- Расскажи, пожалуйста, не-много о выставках, где выставлялись твои картины.

- Наше объединение «Москворечье» каждый месяц делало тематические выставки - «Русская изба и подворье», «Русская зима», «Русская весна» - в выставочном зале Москворецкого района. Персональные выставки «Земля и труд», две всероссийские тематические, жанровые - портрет, выставки «Натюрморт» и «Интерьер». Объединение вы-ставлялось на Кузнецком мосту, в Академии художеств. Последняя выставка в 1995 году - «На Русской земле». На выставках бывает от десяти и более картин. Всегда показываю новые работы. У меня огромная жажда работать, все 24 часа в сутки. Огромный пласт нереализованного заполнил меня всю. В своем творчестве всегда придерживаюсь принципа триединства, которое кратко охарактеризовал Л.Н. олстой в «Трактате об искусстве» - «Что, как и насколько искренне». Долго мучилась над вопросом «как», «искренность» была всегда - я никогда не соврала в своих работах, а вот «что» - это от знания жизни. И, слава Богу, оно появляется.

- И последний вопрос, где та земля, которая рождает таких художников?

- Родилась в прекрасном старинном Переславле-Залесском. Там и нашла свой уголок, обрела свою землю, где могу жить и работать. Хотелось бы и всем людям пожелать добра, любви, и чтобы каждый нашел свой уголок на этой прекрасной многострадальной, но великой земле.

Беседу вела Татьяна СТУДЕНИКИНА.

 

ОБРАЗЫ, МИЛЫЕ СЕРДЦУ     

«На русской земле» -так называется персональная выставка художника Ольги Калашниковой, которая проходит в здании Московской городской Думы на Петровке. Калашникова - одна из редких в наше время женщин-живописцев, которые достойно представляют современную русскую школу реалистической живописи, опирающуюся на традиции Сурикова, Репина, Васнецова, Левитана, Нестерова, Поленова.

- Успехи на поприще реалистического искусства приходят медленно, трудно, - сказал член-корреспондент Академии художеств Михаил Кугач. - Огромное мужество требуется от художника, чтобы устоять перед соблазном рекламных эффектов. Реалистическое искусство требует правдивого изображения, самозабвенного труда, любви к людям, к

природе, добросовестного исполнения своего долга. И каждый подлинный художник неповторим в своей новизне, как неповторима и Ольга Калашникова в ряду традиционных художников.

Годы упорного труда, вдумчивого и требовательного отношения к творчеству привели художницу к глубокому постижению образного языка живописца, открыли дорогу для свободного выражения собственного видения мира. Главной темой ее творчества стали русская природа, русская жизнь. И большие полотна, и камерные работы мастера наполнены светом, поэтической гармонией. Они, словно распахнутые двери из шумной многолюдной столицы на необъятные просторы, где уже звучали или еще глухо молчат колокола, где живет, радуется и страдает человек.

Самая заветная мечта художницы - научить зрителя видеть истинную красоту каждого цветка, каждого уголка родной земли. Ее картины предельно точны и одухотворенно лиричны. Именно поэтому названиями многих произведений становятся строки из стихотворений Тютчева, Есенина, Рубцова - «И то, что длилося веками, не истощилось...», «Златотканые дни осени», «Как белый архангел, Храм вздымался над грешной землей», «Как тих прозрачный вечер».

Работы Ольги Калашниковой представлены в част-ых коллекциях и галереях России, Австрии, Англии, Израиля, Китая, Франции, Японии и других стран. Поздравили художницу с открытием выставки представители Московской городской Думы В.Платонов, П.Шарыкин, которые и по-могли в организации этого вернисажа, председатель Союза художников России В.Сидоров, писатели В.Крупин, И.Подсвиров, В.Стеценко, И.Панкеев, искусствоведы и друзья.

Татьяна СТУДЕНИКИНА.

МОСКВА.